Эти переломные моменты относятся к психологическому, а не к профессиональному возрасту специалиста, и чаще всего проявляются на этапах 29-33 и 39-43 лет. Получается, они соответствуют нормативным возрастным кризисам 30 и 40 лет. Которые, с психологической точки зрения, как раз и имеют отношение к пересмотру своих профессиональных ценностей, к перемене представления о своем профессиональном образе, достижениях, возможностях и профессиональных перспективах.
Во время этих кризисов человек начинает задаваться вопросами, которые касаются его рабочей квалификации: «Добился ли я чего-то в работе?», «Правильно ли выбрал профессию?», «В чем заключается большая ценность – карьера или семья?», «В чем сила моих профессиональных навыков? И надо ли их развивать дальше?», «В каком качестве продолжать совершенствоваться и устраивать карьеру?»
Cодержание этих вопросов, а также ответы на них, имеют большое значение для человека в плане тенденций его развития.
Исходя из этого, невзирая на непростое эмоционально-психологическое положение и неплодотворные поступки клиента, находящегося в кризисе, работа эксперта в текущей ситуации заключается не в облегчении негативных ощущений человека, а в обеспечении его возможностями поиска актуальных вариантов решения появившихся проблем, в создании требуемых путей достижения цели и правильного понимания текущей ситуации.
В итоге клиент понимает, как оперировать обретенными инструментами в решении проблемы и качественно повышает свой уровень деятельности, который нередко связан с получением новой профессиональной идентичности.